В отношении возвращения домой мамы и новорожденного у старшего ребенка, как правило, возникают смешанные чувства. Конечно, ему хочется, чтобы мама вернулась домой, но он не совсем уверен насчет малыша, которого она собирается привезти с собой. В чем-то эта мысль ему нравится: жизнь с еще одним ребенком обещает стать более интересной, этим можно хвастаться перед друзьями (если ребенок достаточно взрослый). Но в то же время он почти наверняка немного тревожится, пытаясь представить себе, как изменится его жизнь с того момента, когда новорожденного внесут в дом. Ваше поведение во время возвращения домой определит - по крайней мере на какое-то время - что именно осуществится: предвкушения праздника или страхи. Ниже приведены рекомендации относительно того, как подчеркнуть положительные моменты и свести к минимуму отрицательные. Попробуйте отвести старшему ребенку активную роль в вашем возвращении домой: пусть он приедет в родильный дом с отцом, чтобы везти вас с малышом домой. Это возможно только в том случае, если к ним присоединится еще и бабушка или кто-нибудь из других знакомых ребенку взрослых (чтобы папа смог помочь маме) и если это допускается больничными правилами. Или ребенку можно поручить приготовления к приезду малыша дома (например, он может выложить подгузники и другие принадлежности для туалета новорожденного), пока папа будет везти вас из роддома. Постарайтесь войти в дом первой (ваш муж может на минуту задержаться с новорожденным в машине), чтобы немного побыть вдвоем со старшим ребенком. Сразу же начните называть новорожденного по имени, а не `маленьким`. Таким образом старший ребенок сможет быстрее почувствовать, чти этот малыш на самом деле личность, а не предмет. На первые несколько дней стоит ограничить число посетителей: ради вашего собственного физического и душевного здоровья и ради старшего ребенка. Даже самые благонамеренные гости имеют склонность говорить исключительно о новорожденном, почти полностью игнорируя старшего. Тех посетителей, которым вы не можете отказать в немедленном визите (бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, близких друзей), следует заранее проинструктировать, чтобы они не слишком бурно восторгались новорожденным и не забывали уделить побольше внимания старшему ребенку. Вы можете также попросить, чтобы визитеры являлись преимущественно в то время, когда старший ребенок находится в школе (детском саду, на прогулке), или после того, как он ложится спать. Ограничение количества посетителей в первую неделю-другую полезно и тем, что у вас появляется больше времени на то, чтобы восстановить силы и укрепить узы, связывающие членов вашей увеличившейся семьи. Постарайтесь как можно больше внимания уделять вашему старшему ребенку, особенно в первые дни, когда новорожденный будет много спать. Прикрепляйте его рисунки на холодильник, приветствуйте успешные визиты в туалет, если ребенок недавно освоил это умение, говорите ему, какой он хороший старший брат, почаще его хвалите и пореже ругайте. Не повторяйте ошибок тех родителей, которые восторгаются новорожденным (`Ах, какие крошечные пальчики!`, `Ну, не красавица ли она у нас!`, `Смотрите - улыбается!`), из-за чего старший ребенок начинает чувствовать себя ненужным и нелюбимым. Но не ударяйтесь и в противоположную крайность, не разрешая себе целовать новорожденного или как-то проявлять к нему любовь в присутствии старшего ребенка. Если вы будете вести себя слишком сдержанно, ваш ребенок будет сбит с толку (он считал, что малыша все должны любить, не значит ли это, что родители перестанут любить и его тоже) или разгадает вашу хитрость (они притворяются, будто не любят малыша, чтобы я не понял, что он им нравится больше, чем я). Вместо этого вовлекайте старшего ребенка в разговор о младшем: `Посмотри, какие крошечные пальчики! Можешь себе представить: у тебя когда-то тоже были такие!` или `Правда, она у нас красавица! Она очень похожа на тебя`, или `Посмотри, она тебе улыбнулась! По-моему, она уже тебя любит`. Ваш ребенок будет чувствовать себя более спокойным, если вы открыто проявите естественную привязанность к новорожденному (не перегибая палки) и к нему самому. Разрешите старшему ребенку открывать все подарки, которые приносят новорожденному (при условии, что они не бьющиеся и не опасные), немного играть с ними, если ему захочется, даже если это явно игрушки для младенца: вы можете сказать ребенку, что это - подарки для малыша, но ему можно поиграть с ними, пока новорожденный слишком мал, чтобы их оценить. Некоторые мудрые гости не забудут прихватить небольшой подарок и для старшего ребенка, но если по прошествии нескольких дней у вас наберется целый воз подарков для новорожденного и ничего - для старшего брата, поручите отцу или кому-то из ближайших родственников купить что-нибудь специально для него. Вы можете также продемонстрировать ему какие-нибудь подарки, которые получил он, когда только родился, объяснив, что теперь настала очередь малыша получать подарки. А если поток подарков действительно оказывается чрезмерным, незаметно убирайте те, которые старший ребенок не заметил. Постепенно поток иссякнет. Если ваш старший ребенок решит, что хочет на несколько дней остаться дома и не ходить в детский сад (ясли), то надо ему это позволить. Это убедит его в том, что вы не прогоняете его из дома, чтобы быть с новорожденным, и, кроме того, так у него будет больше возможности привязаться к малышу. (Но заранее обговорите с ним, сколько продлятся эти `каникулы`, чтобы он не решил, будто можно остаться дома окончательно.) Однако не следует насильно оставлять ребенка дома, если он предпочитает идти в школу. Возможно, у него есть потребность побыть там, где нет младенца и имеются другие объекты интереса.
Главная ошибка родителей - не позволять старшему даже притрагиваться к малышу. Своими запретами они лишь подогревают интерес. Да, при родителях он не будет делать ничего запретного. Но как только получит возможность побыть наедине с младшим, он удовлетворит свое любопытство сполна, и это может плохо кончиться. Другая ошибка - давать поиграть, но постоянно одергивать, говоря, что нельзя делать то-то и то-то. Причем начинают расписывать это очень красочно. Ну, например: "Не суй ему такую еду, он подавится, начинет кашлять, весь покраснеет, придется вызывать теть в белых халатах, они приедут на машине с мигалкой, будут с ним..." Ну, думаю, понятно. Чем более живо описание того, что может произойти, тем больше у старшего интерес попробовать. Оптимальный выход - одобрять контактирование детей, находясь рядом, давать советы, что можно делать. Так старший быстро удовлетворит свой интерес. Тем более, что когда он ожидает появления братика или сестренки, думает, что с ним сразу же можно будет играть, а здесь такое вот разочарование
И напоследок, о допустимой разнице между рождением детей. Худшие варианты: разница в 3 года и в 10-11 лет. В первом случае это совпадает с кризисом 3х лет, во втором - с подростковым. Оптимальная разница с учетом психологических факторов - не меньше 4 лет, по медицинским показателям - от 2 до 5 лет. В итоге получается, что лучше всего разница в 4.5 года